Установлено, что выбор профессии представляет для подростков сложный процесс, в котором существенное значение имеет уровень социальной зрелости личности. Подросток выбирает профессиональный путь в то время, когда личность его еще формируется, и он недостаточно подготовлен для принятия такого ответственного решения. Полное раскрытие задатков человека возможно, если он правильно подготовится к профессиональной деятельности, выберет профессию, оценит свои способности в определенной сфере, учитывая потребности общества и свои интересы. Однако пока еще многие выпускники школ вступают в жизнь, не имея достаточного представления о профессиях, необходимых государству, испытывают серьезные затруднения в начале трудовой деятельности. Несмотря на то, что подросток еще не до конца осознает свою социальную значимость, свои возможности способности к профессиональной самореализации, общество его ставит перед фактом обязательного выбора профессии.
Самоопределение — это выбор, но для него недостаточно знать окружающий мир людей, вещей, природы. Выбор по отношению к чему? По отношению к себе. Познание себя, своего «Я», своих притязаний и возможностей для самоопределения и лучшей реализации своих сил — новая достойная гуманизма задача образования — обучения и воспитания.
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Предпрофильная подготовка воспитанников в школе позволяет: 1) создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
2)наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
3)раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий;
4)сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;
5)предоставить возможность учащимся школы выполнить серию различных проб в системе «Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – знак», «Человек-художественный образ».
Во время профориентационного занятия «Пробую профессию в сфере промышленности» учащиеся узнали о профессии материаловеда, прошли тест — «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства», была проведена профпроба: «Материаловед»,в ходе которой ученики выполняли задания в мини-группах ( в прохождении профпробы помогал «Справочник») и участвовали в обсуждении заданий. Задача учащихся — выполнить задания и попробовать себя в роли специалиста-материаловеда. Также прошла игра «Найди пару», которую придумала команда материаловедов для учащихся.
Автор статьи: учитель Крюкова Е.М.